+7 (863) 333-21-74

Бесплатная консультация

г. Ростов-на-Дону
пр. Космонавтов 25А

Работаем
с 7:00 по 24:00

Нарушение речи у детей и взрослых - причины, лечение

Нарушение речи — это собирательное название группы отклонений, для которых типично снижение возможностей к коммуникации, речевому общению. Говоря о речевых расстройствах, чаще всего имеют в виду вербальное, словесное общение. Но отклонения со стороны письменной речи также следует рассматривать в контексте общей проблемы.


doctor

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет


По оценкам некоторых российских авторов, речевые нарушения наблюдаются почти у 25% детей. Зарубежные исследователи дают иную статистику: от 3.8 до 15.6% детей школьного возраста. У взрослых число подобных ситуаций ниже, порядка 1-3%.

Об отклонениях можно говорить, когда присутствуют какие-либо из этих составляющих:

  • Наличие психофизиологического дефекта, препятствующего нормальной речи.
  • Несоответствие развития речи норме по возрасту.
  • Невозможность самостоятельного разрешения проблемы.
  • Наличие проблем в области коммуникации.

Речевые нарушения могут сказываться на интеллектуальном, психическом развитии, психологическом состоянии, поэтому требуют обязательной коррекции под контролем опытного логопеда и невролога.

Нарушение речи у детей и взрослых

Причины речевых нарушений

Нарушения речи встречаются и у взрослых, и у детей. В детский период превалируют врожденные нарушения. Во взрослые годы дисфункция может возникнуть в качестве приобретенного расстройства. Причины и патологии, влекущие за собой речевые отклонения, многочисленны.

У детей

Нарушения речи у детей развиваются по причинам нескольких групп. Они могут быть социально-психологическими, неврологическими или связанными с дисфункциями, нарушениями развития речевого аппарата.

Неврологическое расстройство речи складывается в результате влияния инфекций, травм, иных структурных изменений со стороны головного мозга. В числе причин:

  • Влияние внутриутробных инфекций (герпеса и пр.) Расстройства говорения, речевая дисфункция — меньшая из проблем в подобных случаях, поскольку инфекции нередко вызывают повреждения мозга и тяжелые органические патологии.
  • Гипоксия плода, хроническая или острая. Недостаток кислорода, поступающего плоду, сказывается на развитии головного мозга и может спровоцировать неврологический дефицит разной степени выраженности.
  • Родовые травмы. Патологии речи в этом случае становятся результатом сложностей во время принятия родов, тяжелого родоразрешения.
  • Травмы головы. Они опасны даже для взрослых пациентов. В детские же годы, когда мозг еще продолжает формироваться, повреждения нервных тканей могут стать причиной целой группы дисфункций: интеллектуально-мнестических, речевых.
  • Церебральные инфекции: менингит, энцефалит. Могут стать причиной тяжелых нарушений речи.

Характерная черта отклонений со стороны речи — стойкий характер. Сформировавшись, сами они никуда не уходят. Устранить симптоматику, восстановить способности к говорению можно под контролем логопеда. А учитывая адаптивные возможности мозга, нейропластичность у детей, процесс занимает сравнительно мало времени. 

Нарушение речи у детей и взрослых

У взрослых

Причины нарушения речи у детей и взрослых существенно отличаются. У людей старшего возраста факторы, вызывающие такую патологию, преимущественно приобретенные. В числе возможных виновников нарушения:

  • Аневризма сосуда головного мозга, представляющая собой мешотчатое или веретенообразное расширение артерии. Чаще протекает бессимптомно, однако при ряде обстоятельств может вызвать нарушение церебрального кровотока и, как следствие, нарастающие явления интеллектуального дефицита и речевые дисфункции.
  • Инсульт, как ишемический, так и геморрагический. Становится виновником тяжелых вторичных нарушений речевых функций, вплоть до частичной или полной афазии: человек утрачивает способность говорить, воспринимать речь.
  • Опухоли головного мозга. К такому симптому могут приводить новообразования разной природы, не обязательно злокачественного характера (хотя их доля среди новообразований церебральных структур ЦНС значительна). Поражение мозговых структур, вызванное компрессией тканей или прорастанием опухоли, с трудом поддается коррекции. Необходимо лечение первичного заболевания.
  • Травмы головы. Повреждения мозговых структур вследствие дислокации или сдавления гематомой.
  • Нейрохирургические вмешательства. Операции на ЦНС, головном мозге также могут вызвать временные или постоянные изменения речевых функций.
  • Сосудистая деменция и иные формы деменций, приобретенного слабоумия, включая болезнь Альцгеймера.
  • Алкоголизм, наркомания. Вызывают токсическое повреждение тканей головного мозга, что проявляется разными симптомами, в том числе и со стороны речи.

У взрослых особенностью речевых нарушений является их стойкий характер. Шанс самостоятельной коррекции есть, но он сравнительно невысок из-за сложности патологических процессов и необходимости лечения первичной проблемы. Однако положительная сторона состоит в том, что действительно неустранимых случаев крайне мало. Заручившись поддержкой грамотного логопеда и невролога, с нарушением можно справиться.


doctor

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет


Виды нарушений речи

Виды расстройства можно понимать и подразделять по-разному. Существует разнообразная группа классификаций, однако многие представляют больше научный, чем практический интерес. В медицинской и педагогической практике принято использовать две классификации нарушений функции речи: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Первая включает в себя 4 способа подразделить функциональные отклонения.

Голосовые расстройства:

  • Афония, развивается из-за проблем с голосовыми связками.
  • Дисфония, проявляется охриплостью, нарушениями тембра, тона голоса.
  • Ринофония, как результат поражений мягкого неба: гнусавость голоса, нечеткость речи.

Нарушения ритма и темпа речи:

  • Дислалия: искажение отдельных звуков, их неправильное произношение. Это типичная форма у детей.
  • Дизартрия, нарушение артикуляции.
  • Ринолалия, снижение четкости речи из-за нарушения носового резонирования.
  • Заикание, которое может быть связано как с неврологическими, так и с иными причинами.
  • Иные нарушения ритма и темпа устной речи.

Следующая классификация касается отдельных расстройств устной речи.

Нарушение речи у детей и взрослых

Нарушения устной речи

Включают в себя несколько подвидов:

  • Структурные, семантические отклонения. Алалия и афазия. И то, и другое сопровождается неспособностью говорить. При алалии это состояние врожденное, при афазии — приобретенная потеря способности к говорению, коммуникации. Дети с нарушением речи чаще сталкиваются с алалией. Взрослые — с афазией.
  • Расстройства фонационного оформления. Включают в себя отклонения интонационной окраски высказываний и группу изменений, перечисленных выше: дислалию, заикание и пр.

Нарушения письменной речи

Расстройства письменной речи включают в себя два варианта:

  • Дислексию. Люди с дислексией с трудом читают, им тяжело соотносить буквы, произносить вслух слова, ориентироваться в строении предложений, тексте.
  • Дисграфия. Это другое явление, при котором трудности возникают на письме. Может быть самостоятельным отклонением или следствием дислексии.

Психолого-педагогическая классификация предлагает иное, ориентированное на будущую коррекцию, видение ситуации. Этот подход использует две классификации патологического состояния, нарушений речевого аппарата и пр.:

  • Расстройство применения коммуникативных средств (заикание и иные осложнения).
  • Нарушение самих средств общения: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речевых способностей.

Классифицировать расстройства устной речи можно и по другим основаниям: врожденные (или пренатальные) и приобретенные (постнатальные), а также первичные и вторичные.

Все классификации ориентируются на разные механизмы и особенности патологии и используются для более тщательной диагностики, назначения качественного лечения.


doctor

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет


Методы диагностики детей с нарушениями речи

Речевые нарушения у детей диагностируются под контролем логопеда-дефектолога и, если это необходимо, невролога. В качестве первичной меры врач опрашивает ребенка, проводит серию тестов. Собирает подробный анамнез, говорит с родителями, уточняя характер проблемы.

По потребности назначают группу исследований:

  • УЗДГ сосудов головного мозга, шеи. Исследование нужно для того, чтобы проверить церебральный кровоток.
  • ЭЭГ, электроэнцефалография для определения электрической активности головного мозга
  • МРТ или, при наличии противопоказаний, компьютерную томографию головного мозга для оценки структурных изменений.

Дальнейшие действия зависят от клинических находок. Если неврологических патологий нет, ребенка могут направить к сурдологу, психиатру, в зависимости от характера болезни.

У взрослых людей набор обследований может дополняться, в зависимости от того, какую патологию врач-невролог считает причиной возникших проблем с речью.

Методы лечения

Методы лечений детей с нарушениями речи включают в себя несколько вариантов.

Занятия с логопедом — профессионалом в области постановки речи. Логопед занимается первичным развитием речевых функций, коррекцией дефектов говорения. Применяет разные методики воздействия:

  • Упражнения по постановку звуков.
  • Артикуляционную гимнастику.
  • Игровые методики.

Занятия с логопедом-дефектологом. Такие занятия требуются при резком снижении речевых или в целом когнитивных функций, задержках развития речи и не только. Они проходят в упрощенном, более детализированном порядке, и усложняются постепенно.

Упражнения включают в себя изучение предметов, определение их по размеру, цвету, форме, запоминание. Дополнительно занятия включают упражнения на мелкую моторику.

Медико-педагогическая реабилитация. Требуется, если наблюдается сочетание задержки развития и речевых отклонений.

Микротоковая стимуляция. Воздействие на особые зоны головного мозга. Стимуляции подвергаются зоны Брока и Вернике, отвечающие за восприятие речи и говорение. Проводится под контролем электроэнцефалографии.

Логопедический массаж. Требуется при нарушении развития речевого аппарата. Проводится под контролем логопеда. Представляет собой воздействие на мускулатуру речевого аппарата, отвечающую за говорение, формирование интонаций: губы, мягкое небо, язык, мышцы лица.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и пациенты с относительно легкими отклонениями будут получать разное лечение. Отличается и объем помощи.

Лечение нарушений речи

У взрослых людей подходы к коррекции речевых проблем отличаются от таковых для детей и зависят от причины, степени выраженности расстройства и прочих факторов.

Основная задача — коррекция первопричины. Если это опухоль — она подлежит удалению с декомпрессией здоровых тканей. Если инсульт — основные меры направлены на реабилитацию, восстановительные мероприятия. Нередко установить причину с ходу невозможно, или же ее коррекция радикальными методами не имеет перспектив. Тогда остается логопедическая помощь, применением препаратов.

Медикаментозная терапия при возникновении речевых дисфункций играет большую роль, поскольку позволяет стимулировать работу головного мозга и явления нейропластичности. Применяются средства нескольких групп:

  • Ноотропы.
  • Витамины.
  • Средства для нормализации мозгового кровообращения.
  • Производные ГАМК.
  • Нейропептиды.
  • Антиоксиданты.

При комплексных отклонениях, психических расстройствах могут применяться седативные.

По необходимости назначают физиотерапию. Универсальным методом остается работа под контролем логопеда или логопеда-дефектолога. Когда отклонения развиваются на фоне перенесенного инсульта, большую роль в процессе восстановления играет врач-реабилитолог. Компенсация расстройств происходит в системе.


doctor

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет


Хорошим способом развития речи могут стать интеллектуальные, умственные упражнения с учетом возраста. Чтение, письмо, расширение словарного запаса. Заучивание и рассказывание текстов: частично или полностью, выразительное декламирование.

Расстройства речи нарушают нормальную коммуникацию, что негативно сказывается на жизни человека как в раннем возрасте, так и во взрослый период. Но действительно нерешаемых случаев практически не бывает. При грамотном подходе к коррекции проблему можно решить, восстановив речевые функции.

Статьи и новости