СДВГ у детей - причины, лечение
Содержание статьи
Синдром СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивность) – неврологическое расстройство, которое нередко встречается у детей. Болезнь связана с нарушением работы нервной системы, снижает способность к обработке информации и обучению. Лечение сочетает в себе медикаментозную терапию, психотерапию и психологическое сопровождение для коррекции поведения ребенка.
Симптомы и признаки СДВГ у детей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется повышенной активностью и неусидчивостью ребенка. Процессы возбуждения значительно преобладают над торможением, поэтому такие дети испытывают серьезные трудности в учебе, не могут контролировать поведение и запоминать информацию.
По мнению специалистов в области психиатрии, в различной степени синдром СДВГ проявляется у 18% детей, то есть почти у каждого пятого ребенка. Проблема впервые проявляется в младшем возрасте, но сохраняется и в старшем возрасте и даже у 3−5% взрослых.
Синдром гиперактивности – заболевание, которое требует углубленной диагностики. Только врач может отличить непослушного непоседу от ребенка, который нуждается в комплексном лечении. Характерные симптомы синдрома дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста:
- Невнимательность. Одно из основных проявлений СДВГ. Ребенок не может концентрировать внимание на определенной задаче, часто отвлекается, что приводит к многочисленным ошибкам. Ему сложно запоминать текст или выучить стихотворение. Такие дети отличаются рассеянностью, забывают о просьбах взрослых и друзей, теряют вещи, ключи. Они не могут довести начатую работу до конца, быстро переключаются на более интересное дело.
- Гиперактивность. Дети, имеющие диагноз СДВГ, отличаются шумным и активным поведением. Они непоседливые и неусидчивые, не могут долгое время оставаться в спокойном состоянии. Для них характерны нервные тики, стереотипные движения руками, ногами, подвижная мимика лица. Они часто выглядят неуклюжими, угловатыми. С трудом выполняют работу, которая требует ловкости и мелкой моторики, не любят собирать паззлы, конструкторы.
- Импульсивность. Дети с расстройством СДВГ выполняют домашнюю работу и задания в спешке, поэтому часто допускают простые ошибки. Наблюдается сложность в общении со сверстниками, часто возникают конфликты. Гиперактивным школьникам сложно соблюдать правила игры, принимать условия сверстников.
СДВГ у детей дошкольного возраста диагностировать сложно. В раннем возрасте при неврологическом расстройстве наблюдаются гипертонус мышц, нарушение сна, перевозбуждение. Ребенок остро реагирует на любые раздражители, посторонних людей.
По мере роста выявляются следующие симптомы:
- неправильное восприятие визуальной информации (сложно перерисовать картинку);
- импульсивность ребенка;
- повышенная утомляемость;
- речевые дефекты;
- сложности с произношением некоторых звуков.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей в дошкольном возрасте сопровождается плохим аппетитом, бессонницей, навязчивыми привычками (откусывание ногтей). Нередко наблюдается заикание.
Причины СДВГ у детей
Расстройство СДВГ– это дисфункция головного мозга. Зачастую она формируется во время беременности. Среди факторов, повышающих риск возникновения синдрома:
- тяжелая, патологическая беременность;
- недостаток в рационе матери витаминов, микроэлементов;
- интоксикация;
- скрытые внутриутробные инфекции;
- генетическая предрасположенность.
Гиперактивность головного мозга часто встречается на фоне гипоксии, возникающей у младенцев при травмах во время родов, недоношенности.
Генетическая предрасположенность к заболеванию СДВГ обусловлена наследованием генов, которые регулируют обмен дофамина и норадреналина. При нарушении их функций меняются передача импульсов, связи между корой лобных долей и подкорковыми структурами.
Появление симптомов СДВГ у подростков врачи связывают с проживанием в неблагополучных условиях, экологически загрязненной местности, отравлением солями тяжелых металлов. Проблему может спровоцировать несбалансированный рацион ребенка, нехватка магния и других микроэлементов.
Особенности диагностики синдрома дефицита внимания
При выборе методов лечения врачи учитывают следующие виды СДВГ:
- смешанный тип – гиперактивность сочетается с выраженным нарушением концентрации внимания, чаще наблюдается среди мальчиков;
- невнимательный– наиболее заметен дефицит внимания, маленький пациент много фантазирует, избегает общения с другими детьми. Чаще встречается среди девочек;
- гиперактивный – достаточно редкий вид заболевания, связанный с индивидуальными чертами характера, социальными проблемами семьи, болезнями нервной системы.
При проявлении первых признаков расстройства дефицита внимания родителям необходимо обратиться к детскому неврологу или психиатру.
У многих детей симптомы гиперактивности проявляются до 5 лет. В редких случаях признаки СДВГ диагностируют в год. У врачей существуют основные критерии, которые используются при постановке диагноза у детей и подростков:
- ребенок не уделяет внимание деталям, допускает одинаковые ошибки при учебе;
- отличается повышенной забывчивостью;
- легко отвлекается на посторонние дела;
- часто теряет личные вещи;
- не хочет выполнять задачи, которые требуют приложения усилий;
- не может соблюдать режим дня;
- не способен сконцентрировать внимание на одной цели.
Для подтверждения диагноза детям подросткового и школьного возраста достаточно 6 основных критериев, при этом врачи наблюдают ребенка в динамике. Необходимо, чтобы перечисленные критерии присутствовали на протяжении минимум 6 месяцев.
Для постановки диагноза также имеют значение следующие условия:
- у детей не наблюдаются тревожные расстройства и другие неврологические проблемы;
- симптомы негативно влияют на качество учебы, отношения со сверстниками;
- наблюдаются в раннем возрасте, от 6 до 12 лет.
Диагностику детей с СДВГ врач проводит в форме тестов. По результатам осмотра, беседы с родителями специалист дает направление на аппаратные методы обследования:
- электроэнцефалографию;
- нейросонографию;
- компьютерную томографию или МРТ головы;
- допплерографию.
Для консультации могут привлекаться специалисты узкого профиля: кардиологи, нейрохирурги, психотерапевты. Комплексный подход к диагностике дает возможность исключить опухоли и органические поражения головного мозга, дегенеративные заболевания.
Кроме признаков СДВГ, по результатам диагностики часто выявляют:
- патологии вестибулярного аппарата;
- гидроцефалию (в большинстве случаев со стертыми симптомами);
- повышение внутричерепного давления;
- врожденные пороки сердца, сосудов;
- изменения мышечного тонуса.
При обследовании психолога нередко выявляются психогенные факторы, которые усиливают вероятность прогрессирования синдрома дефицита внимания у детей. К ним относятся конфликты в семье и школе, злоупотребление родителями спиртных напитков, отсутствие эмоционального контакта со сверстниками.
Комплексная диагностика СДВГ у подростков должна исключить специфические заболевания, которые имеют схожие симптомы: патологии щитовидной железы, эндокринные нарушения, шизофрению, депрессию.
Методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Основу терапии составляет работа психолога с гиперактивным ребенком, членами семьи, которая направлена на коррекцию поведения. Специалисты используют методы групповой и индивидуальной психотерапии, что позволяет социализировать школьника или подростка. Пациент учится сдерживать эмоции на фоне окружающего шума, визуальной стимуляции с помощью игровых методик.
Большое значение имеет медикаментозная терапия. Детям могут назначить следующие таблетки:
- транквилизаторы;
- антидепрессанты;
- психостимуляторы;
- витаминный комплекс, содержащие магний, витамины группы В;
- ноотропы.
Они стимулируют развитие и работу определенных зон головного мозга, нервной системы, устраняют раздражительность, импульсивность, помогают справиться с нарушениями сна. Лекарства могут давать побочные эффекты, поэтому необходимо строго придерживаться дозировки.
В качестве дополнительного метода врачи рекомендуют препараты – селективные ингибиторы обратного захвата норадреналина. Они снижают уровень гормона стресса в крови, регулируют психомоторную функцию. Это позволяет корректировать поведение, снижает перевозбуждение, раздражительность, устраняет вспышки гнева.
Дополнительно врачи рекомендуют физиотерапию. Наиболее эффективные методики:
- упражнения из комплекса физкультуры;
- посещение бассейна;
- расслабляющий и общеукрепляющий массаж;
- лечение ультрафиолетом;
- электросон;
- кинезиотерапия.
В качестве дополнения для коррекции неврологических патологий рекомендуется метод биологической обратной связи (БОС). Лечение проходит в виде игры, позволяя ребенку самостоятельно регулировать эмоции и уровень активности.
С ребенком занимаются психолог и логопед. Одновременно рекомендуются занятия, направленные на устранение дисграфии, дефектов речи.
Современные методы лечения позволяют сдерживать развитие СДВГ у детей. Коррекция поведения помогает справиться с эмоциональной нестабильностью, адаптироваться в обществе. Комфортная обстановка в семье и школьном коллективе повышает эффективность терапии в любом возрасте.