ЗПР у детей - причины, лечение
Содержание статьи
К основным психическим функциям человека относят память, мышление, внимание, речь, моторику и эмоциональные навыки. Если у ребенка наблюдается отставание в развитии любого из этих показателей от общепринятых для определенного возраста норм, то для обозначения существующей проблемы может быть использован термин задержка психического развития. Этот термин чаще всего применяют не ранее 4-5 лет, так как до этого возраста психические процессы у малышей идут неравномерно. При сохранении признаков ЗПР у детей после 9-10 лет для характеристики патологического состояния принято использовать другие формулировки.
Шпидонов Геннадий Станиславович
Врач-невролог
Ростовский государственный медицинский университет (неврология)
Стаж 10 лет
ЗПР — это комплекс нарушений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, которые могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения. Этот термин не учитывает причины, особенности и специфику течения болезни, поэтому не является диагнозом.
Признаки ЗПР у детей
Как проявляется ЗПР в раннем возрасте? У малыша до 3-х лет можно заподозрить задержку психологического развития на основании ряда признаков. У детей наблюдают отставание в формировании речи, они позже других начинают гулить, лепетать. У них не вызывают интерес игры по возрасту, прослушивание сказок, стихов, просмотр мультиков. Внимание концентрируют на очень короткое время. Проблемы с моторикой могут проявляться поздним началом ползания, ходьбы, прыжков и бега. Малыши эмоционально лабильны, нередко раздражительны, капризны, плаксивы, плохо идут на контакт с окружающими. Они не могут выполнять просьбы, состоящие из нескольких действий, например, пойти в другую комнату, открыть шкаф и взять определенный предмет.
Однако основные симптомы ЗПР проявляются трудностями в обучении у детей в более старшем возрасте. К особенностям развития детей с ЗПР после 4 лет можно отнести следующие нарушения:
- Внимание — кратковременное, поверхностное, при обучении ребенок постоянно отвлекается, не может выполнять несколько задач одновременно.
- Восприятие — возникают сложности при формировании мыслительных образов, поэтому в процессе обучения лучше использовать наглядные пособия, могут появиться трудности с ориентацией в пространстве, с узнаванием предметов в незнакомой обстановке.
- Память — избирательна, мозаична, зрительные образы запоминаются гораздо лучше, чем слуховые.
- Мышление — при ЗПР наблюдаются сложности со сравнением, логикой, анализом и обобщением фактов.
- Моторика — характерна неуклюжесть, маленькие пациенты испытывают трудности с координацией движений, часто выявляют тики и гиперкинезы.
- Речь — задержка психоречевого развития проявляется искажением произношения звуков, снижением словарного запаса, речь простая, с множеством грамматических и лексических ошибок.
- Эмоциональная сфера — выявляется склонность к частой смене настроения, иногда дети агрессивны, конфликтны, тревожны, часто безинициативны, легко внушаемы.
ЗПР у подростков имеет те же клинические проявления, что и у детей начального школьного возраста. Для подросткового периода чаще применяют термин конституциональный инфальтилизм или другие адекватные формулировки.
Причины задержки психического развития у детей
Специалисты выделяют 2 группы факторов, которые могут спровоцировать задержку психического развития у детей: биологические и социальные.
Биологические причины представляют собой органические дефекты головного мозга локального характера, которые могут возникнуть при следующих состояниях:
- осложнения течения беременности и родов: гестоз, резус-конфликт, внутриутробные инфекции, недоношенность, родовые травмы, гипоксия (недостаточное поступление кислорода) или асфиксия (удушье) в родах, наркомания, алкоголизм беременной женщины;
- тяжелая соматическая или инфекционная патология: менингит, энцефалит, рахит, эпилепсия, бытовые травмы, врожденные пороки развития, гипотиреоз;
- генетическая предрасположенность: в части случаев у членов семьи в одном поколении наблюдают признаки ЗПР.
Среди социальных причин задержки психического развития у детей основными являются:
- неблагополучные семьи (родители-алкоголики или наркоманы), агрессивное окружение;
- дефицит общения и внимания со стороны сверстников и взрослых;
- гиперопека, поэтому малыш не стремится к обучению новым навыкам;
- авторитарное воспитание, при котором желания и мнение малыша не учитываются;
- педагогическая запущенность, родители не стимулируют ребенка к творческой и мыслительной деятельности.
Виды ЗПР
В зависимости от причин возникновения и характера симптомов выделяют следующие виды задержки психического развития у детей:
- ЗПР у детей конституционального типа. Происхождение этого вида ЗПР обусловлено генетической предрасположенностью. Эмоциональная сфера не соответствует возрасту. Маленькие пациенты имеют ярко выраженные инфальтивные черты, наивны, несамостоятельны, некритичны к своему поведению, очень привязаны к родителям. Преобладают игровые интересы, малыши отстают в познавательной деятельности.
- ЗПР у детей соматогенного типа. Развивается из-за тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем детском возрасте. Малыши много времени проводят в больницах, подвержены гиперопеке со стороны взрослых. К характеристикам таких детей относят дефицит внимания, быструю утомляемость, отсутствие стремления принимать самостоятельные решения, изучать окружающий мир, общаться с людьми.
- ЗПР у детей психогенного типа. Наблюдается на фоне неблагоприятных условий проживания, в которых воспитывается малыш. К симптомам и признакам этого типа ЗПР относят психическую неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства ответственности. В условиях гиперопеки ребенок неспособен к волевым усилиям, самостоятельности, преодолению трудностей. При авторитарном воспитании формируется невротический тип личности, малыш боязлив и робок.
- ЗПР у детей церебрально-астенического типа. Возникновение ЗПР этого генеза связано с органическим дефектом в любом из центров головного мозга. Отставание в психическом развитии ребенка проявляется скудным воображением, отсутствием живых эмоций, интереса к происходящему, повышенной внушаемостью и нарушением познавательной деятельности.
Шпидонов Геннадий Станиславович
Врач-невролог
Ростовский государственный медицинский университет (неврология)
Стаж 10 лет
Диагностика ЗПР
Отставание в психическом развитии у детей диагностируется комиссией врачей. Маленького пациента осматривает педиатр, невролог, психиатр, психолог, логопед и другие специалисты.
Диагностика ЗПР основана на следующих данных:
- Подробный сбор анамнеза — врачи выясняют как протекала беременность и роды у матери, какими заболеваниями болел ребенок ранее или болеет в настоящее время, были ли у него черепно-мозговые травмы, в каких условиях проживает малыш, как ведет себя со сверстниками, как обучается и т.д.
- Обследование ребенка — включает физикальный осмотр, установление неврологического статуса, психологическое тестирование, оценку речевого развития и т.д. Для полноты заключения назначают ряд инструментальных и лабораторных исследований: КТ ил МРТ головного мозга, ЭЭГ, генетические анализы. Результаты этих обследований могут выявить органическую причину задержки психического развития у ребенка.
Лечение ЗПР у детей
Если в результате комплексного обследования у ребенка подтверждается задержка психического развития, то это состояние требует, как можно раньше начать лечебные мероприятия. Коррекцию ЗПР начинают с дошкольного возраста и продолжают в школьном периоде. Занятия должны проводиться длительно и на регулярной основе. Малыши посещают специализированные детские сады или группы, коррекционные классы в обычных средних школах.
Задержка психического развития у детей корректируется в процессе обучения, к особенностям которого относят:
- на занятиях присутствует педагог, который не обучает школьников, а занимается их воспитанием;
- небольшое количество учеников в классе (5-15 человек);
- дозированность учебного материала;
- преобладание наглядных пособий и упражнений;
- многократное повторение новой информации;
- частая смена деятельности.
Познавательные функции стимулируют игровой терапией, сказкотерапией и другими современными технологиями. Лечением ЗРР занимается логопед как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Особое внимание уделяют эмоциональной сфере маленького пациента, нормализация которой происходит в результате занятий с психологом и при правильном поведении родителей при общении с малышом.
Одной их составляющих лечебного процесса является медикаментозная терапия. Специалисты назначают лекарственные препараты в соответствии с выявленными дефектами в центральной нервной системе. Часто назначают витаминно-минеральные комплексы, ноотропы, антигипоксанты, антиоксиданты, общетонизирующие средства. Эффективность доказали различные методы физиолечения, массаж, мануальная терапия, ЛФК и водные процедуры. Важно соблюдать все врачебные рекомендации, продолжать реабилитационные занятия и в домашних условиях.
Шпидонов Геннадий Станиславович
Врач-невролог
Ростовский государственный медицинский университет (неврология)
Стаж 10 лет
ЗПРР является обратимым состоянием в отличие от умственной отсталости. При правильно подобранной схеме лечения и качественной коррекционной работе наблюдают компенсацию большинства нарушенных психических функций. После окончания школы дети с диагнозом ЗПР способны продолжить обучение в средних и даже высших учебных заведениях.
Если вы заметили симптоматику задержки психического развития у своего ребенка, то следует проконсультироваться у специалиста и выполнить ряд диагностических исследований. Мы предлагаем комплексные программы диагностики и коррекции детей с ЗПР. В нашей клинике есть все профильные специалисты и все необходимое медицинское оборудование для установления причины ЗПР и последующей реабилитации ребенка.